Укр Рус
13 апреля, 08:31
2

Почему люди покупают дорогие вещи, которые не могут себе позволить

Почему люди покупают дорогие вещи, которые не могут себе позволить Почему люди покупают дорогие вещи, которые не могут себе позволить

Источник:

ScienceDirect

Очень и очень многие люди любят покупать дорогие вещи – даже несмотря на то, что эти покупки на самом деле и не нужны, и не по карману. Это явление называют эффект Веблена.

Или употребляют другую формулировку, чтобы был более понятным смысл – эффект престижа. Впервые его описал американский экономист и социолог Торстейн Веблен еще в 1899 году в книге "The Theory of the Leisure Class".

Обрати внимание Трудности перевода: смешные ошибки в бизнесе, которые вошли в историю

Что такое эффект Веблена

Эффект Веблена – это когда на тот или иной продукт (товар или услугу) стремительно растет спрос, как только повышается его цена. Причем польза или роль этого продукта в жизни покупателя не имеет никакого значения.

Этот эффект зависит только от цены: потребителя привлекает не сам товар и не выгоды от его приобретения, а цена. А после покупки такой потребитель начинает купленным демонстративно пользоваться, безотносительно к тому, надо это ему или нет.


Веблен – экономист, социолог и публицист из США / Фото treehugger

Почему же человек покупает вещь только потому, что она дорогая

Среди главных мотивов приобретения подобных продуктов:

  • Мода и массовое увлечение. Это когда ты покупаешь вещь только потому, что ее купил сосед (к слову, обратную ситуацию – когда ты принципиально не покупаешь даже нужную тебе вещь, потому что ее купил сосед – называют эффект снобизма).
  • И престиж. Это когда ты покупаешь дорогую вещь, потому что она недоступна другим, и таким образом подчеркиваешь свою показную исключительность, принадлежность к высшему классу, пытаешься поднять репутацию.
Что важно: покупая дорогие вещи ради престижа люди совсем не обращают внимание на их качество. Сама цена продукта становится потребительским благом. Понятно, что в такой ситуации снижение цены автоматически приводит к падению спроса.


Когда в следующий раз пойдешь за покупками, посмотри за плечо – нет ли там Веблена / Фото pinterest

Типичные примеры покупки ради престижа

Первое, что приходит в голову – это приобретение дорогого автомобиля. Их чаще всего покупают не как средство передвижения, а как способ выделяться среди людей.

Производители многих продуктов, заметим, эффектом Веблена регулярно пользуются. Согласись, Ferrari не была бы Ferrari, если бы стоила 100 тысяч долларов. А о iPhone вообще промолчим.

Это интересно Кармашек на джинсах и дырки в кедах: 5 полезных, но забытых функций повседневных вещей