Космические корабли и наземные телескопы обнаружили странные погодные условия на крупнейшей планете Солнечной системы, среди которых – жаркие и холодные периоды в течение долгого года (12 земных). Но ведь Юпитер не претерпевает сезонных изменений, как наша Земля!

Также интересно Nemiroff поддержал фонд MOAS Украина: они эвакуируют раненых из горячих точек

Что не так с Юпитером

На Земле изменение погоды между зимой, весной, летом и осенью является следствием наклона оси планеты к плоскости, в которой она вращается вокруг Солнца. Из-за этого наклона на 23 градуса разные части земного шара получают разное количество солнечного света в течение года.

А вот ось Юпитера наклонена к плоскости орбиты гигантской планеты всего на 3 градуса. Это означает, что количество солнечных лучей, достигающих разных частей поверхности Юпитера в течение долгого года, почти не меняется.

• Однако новое исследование выявило периодические колебания температуры вокруг покрытой облаками планеты.
  • И эти атмосферные природные циклы – лишь часть головоломки.

Что приводит к этим закономерностям и почему они происходят именно в эти конкретные временные рамки? Эти вопросы открыты.

Юпитер
Юпитер, 2016 / Фото ESO

Телесоединение на Юпитере

Команда астрономов из Университета Лестера в Великобритании обнаружила признаки, что эти несезонные сезоны могут иметь нечто общее с явлением, известным как телесоединение. Оно описывает периодические изменения в атмосферной системе планеты, происходящие одновременно на разных частях планетарного шара, которые, казалось бы, никак не связаны между собой.

Скажем, телесвязь наблюдалась в атмосфере Земли с XIX века. В знаменитом цикле Ла-Нинья – Эль-Ниньо ("Южное колебание") изменения в пассатах западной части Тихого океана соответствуют изменениям количества осадков на большей части Северной Америки. Что-то подобное по принципу есть и на Юпитере:

• В новом исследовании ученые обнаружили, что на Юпитере, когда температура повышается на определенных широтах в северном полушарии, те же широты в южном полушарии охлаждаются – почти как в идеальном зеркальном отражении.
  • Также когда температура растет в стратосфере, верхнем слое атмосферы Юпитера, она падает в тропосфере, самом нижнем слое атмосферы (а именно там гуляют суперштормы).

Ранее ученые знали, что в атмосфере Юпитера есть более холодные области (светлые полосы) и более теплые области (коричневые полосы). Однако теперь мы знаем, что они не статические!