С 1930-х благодаря радиотелескопам учёные рисовали карту галактик. И, наконец, даже сформировали теорию Большого Взрыва. Неудивительно, что сегодня тема телескопов суперактуальна. Рассказываем о самых больших и самых известных.

Также интересно Когда меньше значит больше: 5 преимуществ алкоголя в мини-формате

Крупнейшие и известнейшие космические телескопы

Космический телескоп Хаббл (Hubble Space Telescope)

Этот телескоп заработал в 1990. Аппарат несколько раз ремонтировали, однако, что интересно, он до сих пор работает.

• Его заслуга – более точное определение возраста Вселенной, выявление большего количества спутников у Плутона, наблюдение за галактиками в молодой Вселенной, мониторинг космической погоды на экзопланетах и ​​многое другое.
  • Hubble также является одной из 4 "больших обсерваторий" NASA (вместе с инфракрасным телескопом Спитцер, обсерваторией гамма-лучей Комптон и рентгеновской обсерваторией Чандра).

Хаббл
Телескоп Хаббл / Фото hubblesite

Космический телескоп Джеймса Уэбба (James Webb Space Telescope)

Это преемник Хаббла, но его еще не запустили. Эту дату несколько раз переносили, однако, вероятно, в декабре он таки заработает.

• В отличие от Хаббла, Уэбб юудет расположен далеко от Земли, что хорошо, потому что он увидит больше, но плохо, потому что ремонтные бригады до него не доберутся.
  • Основные темы исследования Вебба – первый свет во Вселенной, образование первых галактик, формирование звезд, а также поиск жизни (особенно на экзопланетах).

Уэбб
Телескоп Вебба (таким он должен быть в космосе, когда заработает) / Фото ESA

Большой миллиметровый/субмиллиметровый массив Атакама (ALMA)

Этот телескоп расположен в Чили, работает с 2013 года. и имеет 66 приемников (то есть – уникальную чувствительность).

• Его особенность – изучение пыли в молодых планетных системах, звездах и галактиках, чтобы видеть, как образуются космические объекты.
  • Из известных результатов – наиболее четкое изображение звезды Бетельгейзе и точное измерение массы черной дыры.

ДУША
Большой массив Атакама – ALMA / Фото ESO

Очень большой массив имени Карла Янского (Karl G. Jansky Very Large Array)

Это набор из 27 телескопов в пустыне Нью-Мексико, построенных на протяжении 1970-х.

• Известные открытия – лед на Меркурии, заглядывание в пылевой центр Млечного Пути.
  • Одна из основных задач – наблюдение за образованием черных дыр.

Янского
Очень большой массив Янского / Фото Wikimedia

Обсерватория Кека (WM Keck Observatory)

Двойные телескопы в Обсерватории Кека на Гавайях являются самыми большими оптическими и инфракрасными телескопами. Работают с 1993 – 1996 годов.

• Некоторые из их главных открытий – обнаружение первой экзопланеты, которая транзитирует мимо родительской звезды.
  • А также изучение движения звезд в соседней галактике Андромеды.

Месть