Однако уже на сегодня телескоп Уэбба сделал немало невероятных открытий. Ведь он способен собирать достаточно света от астрономических объектов – от рождающихся звезд до экзопланет, – чтобы обнаружить, из чего они сделаны и как двигаются в космосе.

Стоит прочесть Для интересных и душевных посиделок: как приготовить легендарный пунш из первого романа Диккенса

Тайны Туманности Южное Кольцо

Туманность Южное Кольцо ученые всегда считали достаточно неприметной. Мол, это просто умирающая звезда, белый карлик, выбросивший свои внешние слои. Ученые также знали, что там есть другая, не умирающая, звезда, часть двойной системы, скрытая под ярко освещенным газом.

Но потрясающее изображение "Уэбба" показало, что все не так просто. Белый карлик не был невидим, как ожидали ученые, а светился красным в окружении дымки холодного газа. Откуда взялся этот газ? Единственное логическое объяснение – туманность скрывает третью звезду.

Столпы творения / Фото НАСА

Звезды, рожденные в Столпах творения

Столпы творения в Туманности Орла – одно из самых знаковых изображений космического телескопа Хаббл. Он зафиксировал поразительные тучи этой структуры, но не смог увидеть, что происходит внутри Столпов. Благодаря инфракрасному изображению "Уэбба" удалось зафиксировать в Столпах многочисленные протозвезды, крошечные красные точки на дымчатом фоне, скопление пыли и газа, каждое из которых во много раз больше нашей Солнечной системы.

Это молодые звезды, они только в процессе уплотнения. Но в какой-то момент там начинает гореть водород, и тогда вдруг температура подскакивает примерно до 2 миллионов градусов Цельсия. Изображения этих процессов могут помочь нам понять, как формируются звезды, среди которых и наше Солнце.

Экзопланета HIP65426b
/ Фото НАСА

Изображение экзопланет от "Уэбба" – перелом в астрономии

Ученые открыли первые экзопланеты в 1990-х, сегодня известно более 3000 таких. Однако только два десятка были непосредственно сфотографированы – они просто очень далеко. Но не для "Уэбба"! В сентябре он сделал свое первое непосредственное фото экзопланеты, и это было переломный момент для астрономии

Планету с названием HIP65426b открыли в 2017, это колоссальный газовый гигант, примерно в 12 раз больше Юпитера. Но чтобы увидеть эту планету, ученые использовали две камеры "Уэбба", несколько фильтров и коронографы телескопа – инструменты, блокировавшие свет центральной звезды.

Галактика Фантом / Фото НАСА

Повторное фото Галактики Фантом

Галактику Фантом тяжело найти в ночном небе, но ее блеск далеко не невидим. На оптическом изображении Хаббла галактика M74 показала свою идеальную спиральную структуру и распределение звезд, расходящихся от лучистого центра в форме рукавов.

Но новое изображение "Уэбба" – в инфракрасном диапазоне – обнаруживает даже волокнистые структуры пыли и газа, излучающие тепло и выходящие из яркого центра, окрашенного в яркий синий. Комбинированное же от "Хаббла" и "Уэбба" изображение просто поражает.

Звезда Вольфа-Райе WR140 / Фото НАСА

Таинственная рябь вокруг звезды Вольфа-Райе

В июле "Уэбб" сделал изображение далекой звезды Вольфа-Райе (WR140), и вроде бы ничего особенного, но вокруг нее расположен узор просто нереально волнообразный – из концентрических колец, имеющих своеобразную коробчатую форму, и являющихся вполне реальными объектами (серией оболочек вокруг звезды).

К слову, звезды типа Вольфа-Райе – это массивные звезды, которые находятся почти в конце своей жизни, уже выпустив большую часть своего водорода в космос. А кольца вокруг WR140 возникли из-за ее взаимодействия с меньшей звездой-компаньонкой.