Ты не замечал, что мы живем под неизменной критикой? И в семейном окружении, и на работе мы должны делать что-то, зная, что наши старания будут оценивать.

Читай также Как один эксперимент раз и навсегда изменил гастрономическую культуру: история появления фудпейринга

Критика может быть неприятной, но она необходима. Она выполняет ту же функцию, что и боли в теле человека. Это привлекает внимание к нездоровому положению вещей,
– сказал однажды Уинстон Черчилль.

Но мы не собираемся вступать в дискуссию по поводу позитивных или негативных последствий критики для людей. Попробуем объясним тебе через квинтэссенцию гуру технологий Стива Джобса, какой лучший способ справиться критикой. Как нужно реагировать, когда кто-то оскорбляет тебя?

Как справиться с критикой

В 1997 году Стив Джобс только что вернулся в Apple после того, как компания, которую он создал, выгнала его. Джобс отвечал на вопросы экспертов по разработке на Всемирной конференции разработчиков Apple, когда кто-то из аудитории набросился на него с критикой.

Первое, что делает Джобс, пожалуй, самое тяжелое. Он выдерживает паузу, выдыхает и сидит тихо. Только подумай, какой дерзкий. Зрителям показалось целой вечностью (и действительно длилось всего 10 секунд), пока Джобс сделал глоток воды и обдумал критику и вопросы.

"Вы знаете, – начался его ответ. – Иногда можно порадовать кого-то, но...". Еще одна пауза, на этот раз около восьми секунд. Интересно поразмыслить о ценности паузы, техники, которая включает несколько минут (а иногда и больше), чтобы остановиться и подумать, прежде чем принять решение. Пауза очень ценна, поскольку она позволяет тебе контролировать свои эмоции и все хорошо обдумать, прежде чем сказать или сделать то, о чем ты можешь пожалеть.


Выдержи паузу, прежде чем что-нибудь сказать / Фото Drazen Zigic

Продолжаем. Первоначальная пауза Джобса дает ему время собраться и обдумать ответ. "Одна из самых сложных вещей, когда вы пытаетесь внести изменения, заключается в том, что такие люди как этот джентльмен правы!... В некоторых сферах", – пояснил Джобс. Имей в виду, Стив Джобс согласился со своим обвинителем.

Стоит внимания Как достичь психологической устойчивости: 7 факторов, с которыми нужно работать

Стань на сторону того, кто тебя критикует

Психологи и другие ученые утверждают, что лучший способ изменить мнение человека – это не критиковать его позицию, а скорее найти общий язык. Джобс сделал это идеально, признав, что этот человек был прав.

А потом высказался в свою защиту: "Знакомство с каждой функцией каждого приложения – это не работа генерального директора. Сложнее: как это вписать в более широкое, согласованное видение, которое позволит вам заработать восемь миллиардов долларов? И одна из вещей, которую я всегда считал, это то, что вы должны начать с клиентского опыта и тебе браться за технологию. Вы не можете начать с технологии и попытаться понять, где вы собираетесь попробовать ее продать".

Посредством этого аргумента Джобс описал свою роль в Apple, которая заключалась не в том, чтобы знать тонкости каждой части программного обеспечения, а скорее иметь общую картину и держать всех на пути. Джобс не только объяснил свое видение, он использовал свои знания, чтобы помочь подтвердить свое доверие.


Не позволяй эмоциям брать верх / Фото rawpixel

Сразу после этого генеральный директор Apple склонился спиной к своей команде и похвалил их работу перед публикой. "У Apple сейчас очень много людей работают", – выкрикнул Джобс. Это вдохновляет команду (и других) также поддерживать это.

Джобс завершил свою речь мотивационной нитью: "Кстати, на этом пути будут сделаны некоторые ошибки. И это хорошо, потому что на этом пути принимаются решения. И мы найдем ошибки, и мы их исправим. Некоторые люди об этом не узнают".

Правильно реагировать на критику – настоящее искусство. И ты можешь смело взять на вооружение трюк Стива Джобса. Если хочешь ответить – сделай паузу, изрядно обдумай то, что планируешь сказать. Это положительно повлияет на результат.