Гипотетическая ситуация, изложенная учеными, начинается 10 января 2023 года с открытия нового астероида, которому дают название 2023 PDC. Сначала объект обозначили как "потенциально опасный астероид" (PHA) – так в NASA определяют любой астероид, пересекающий орбиту Земли на расстоянии до 7,4 миллиона километров и имеющий звездную величину 22,0 на момент открытия.

Также интересно Как стать настоящим профи в домашней миксологии: 6 базовых правил для бартендеров-новичков

Что следует знать об астероиде 2023 PDC

Вероятность столкновения 2023 PDC изначально составляет лишь 1 к 10 000, но она неуклонно растет. Сценарий становится серьезным 3 апреля 2023, когда вероятность столкновения достигла 1%. При этом потенциальный удар может произойти спустя 13 лет. Дата столкновения рассчитана на 22 октября 2036, но защита Земли требует, чтобы решение принимали уже сейчас.

Размер астероида предварительно оценили в 220 – 660 метров к 2 километрам. Это важный показатель, ведь он свидетельствует и о потенциальном вреде, который может нанести удар, и о том, какие меры нужно принять, чтобы предотвратить его, и возможно ли это вообще. Следовательно, нужно точно измерить, а для этого к астероиду придется отправить космический зонд.

Другой фактор, который нужно выяснить, это орбита астероида. На момент открытия 2023 PDC летит на расстоянии 200 миллионов километров от Земли – это еще слишком далеко, чтобы правильно оценить орбиту. Только уменьшение расстояния (а следовательно и приближение времени удара) позволит астрономам прогнозировать, где именно астероид столкнется с планетой.

Астероид
Астероиды действительно представляют реальную опасность для Земли / Иллюстрация iStock

Как астероид повредит Земле

Оценка потенциального вреда от 2023 PDC предполагает построение модели рисков столкновения и учета множества различных факторов на основе ограниченных данных наблюдений. Ученые моделируют три основных типа опасности столкновения – локальные повреждения почвы в результате взрыва или огненного шара, цунами и глобальные климатические последствия.

Исходя из этого предполагают, сколько людей могут пострадать и какие регионы могут находиться в зоне риска. Наибольший вред людям нанесет падение астероида в Атлантическом океане, поскольку такой удар создает наибольший риск цунами, которое достигнет населённых районов.

• Если PDC 2023 будет иметь всего 300 метров в диаметре, это означает разрушение в масштабе континента с высвобождением до 2 000 мегатонн энергии. Это в 133 000 раз больше, чем высвободила бомба, разрушившая Хиросиму. Полоса повреждений составит от 100 до 200 километров за пределами основной зоны удара.
  • При диаметре в 600 метров удар будет граничить с глобальной катастрофой. Полоса повреждений составит 600 километров. Вдоль этой полосы пострадать могут от сотен тысяч до миллионов человек.
  • А при диаметре в 1 километр сценарий становится весьма мрачным. Такой удар высвободит 100 000 мегатонн энергии, что эквивалентно 6,6 миллиона ядерных взрывов в Хиросиме. Последующие изменения климата могут повлиять на миллиарды людей во всем мире.

Астероид
Но нужно ли людям действительно волноваться по поводу астероидов? / Иллюстрация Pixabay

Насколько стоит волноваться

Важно подчеркнуть, что PDC 2023 – это гипотетический объект. На самом деле ученые не прогнозируют столкновение крупных астероидов с Землей в течение следующих 100 лет. Впрочем, это не значит, что на орбите, пересекающей путь Земли вокруг Солнца, не может существовать объект, ожидающий открытия. Отметим также, что:

• Средний промежуток между столкновениями Земли с объектами диаметром 300 метров составляет 70 000 лет.
  • Астероиды диаметром до 600 метров падают примерно раз в 200 000 лет.
  • Разрушительные астероиды диаметром до 1 километра падают на Землю примерно раз в 700 000 лет.
  • Большие астероиды (до 5 километров) – всего раз в 30 миллионов лет.