Или употребляют другую формулировку, чтобы был более понятным смысл – эффект престижа. Впервые его описал американский экономист и социолог Торстейн Веблен еще в 1899 году в книге "The Theory of the Leisure Class".

Обрати внимание Трудности перевода: смешные ошибки в бизнесе, которые вошли в историю

Что такое эффект Веблена

Эффект Веблена – это когда на тот или иной продукт (товар или услугу) стремительно растет спрос, как только повышается его цена. Причем польза или роль этого продукта в жизни покупателя не имеет никакого значения.

Этот эффект зависит только от цены: потребителя привлекает не сам товар и не выгоды от его приобретения, а цена. А после покупки такой потребитель начинает купленным демонстративно пользоваться, безотносительно к тому, надо это ему или нет.


Веблен – экономист, социолог и публицист из США / Фото treehugger

Почему же человек покупает вещь только потому, что она дорогая

Среди главных мотивов приобретения подобных продуктов:

  • Мода и массовое увлечение. Это когда ты покупаешь вещь только потому, что ее купил сосед (к слову, обратную ситуацию – когда ты принципиально не покупаешь даже нужную тебе вещь, потому что ее купил сосед – называют эффект снобизма).
  • И престиж. Это когда ты покупаешь дорогую вещь, потому что она недоступна другим, и таким образом подчеркиваешь свою показную исключительность, принадлежность к высшему классу, пытаешься поднять репутацию.


Когда в следующий раз пойдешь за покупками, посмотри за плечо – нет ли там Веблена / Фото pinterest

Типичные примеры покупки ради престижа

Первое, что приходит в голову – это приобретение дорогого автомобиля. Их чаще всего покупают не как средство передвижения, а как способ выделяться среди людей.

Производители многих продуктов, заметим, эффектом Веблена регулярно пользуются. Согласись, Ferrari не была бы Ferrari, если бы стоила 100 тысяч долларов. А о iPhone вообще промолчим.

Это интересно Кармашек на джинсах и дырки в кедах: 5 полезных, но забытых функций повседневных вещей